Зал бересты

У каждого народа, населяющего Россию, сложились давние самобытные традиции изготовления предметов быта из местных природных материалов. Одни изделия дошли до наших дней без изменений, другие — в усовершенствованном виде, а третьи если не исчезли, то стали уделом археологических и этнографических экспедиций. Сохранившиеся предметы легко вошли в современный интерьер; и ныне благодаря своей красоте, целесообразности и высоким художественным качествам они являются не только элементами быта, но и произведениями традиционного народного искусства. Названий самой бересты, заготовок из нее и особенно изделий в России великое множество. Эти названия отражают как местные особенности, где они возникли, так и самобытность, влияние друг на друга разных российских народов — вепсов, карелов, коми, манси, нанайцев, русских, ульчей, финнов, хакасов, якутов и многих других.

Приемы сбора, обработки и использования бересты для изготовления изделий хотя и традиционны в своей основе, все же имеют некоторые особенности. Несмотря на то что береза считается одним из самых распространенных в России деревьев, относиться к ней следует очень и очень бережливо. Бересту лучше заготавливать вдали от селений, в местах, специально отведенных для рубки леса, и на лесоповалах. Не один километр порой приходится выходить, чтобы найти подходящее дерево.
Время и место заготовки также имеют немаловажное значение. Мастера берут материал с дерева, когда закончится весеннее сокодвижение (обычно это бывает в мае — июне). Необходимо хорошо знать свойства берёсты, чтобы с такой требовательностью относиться к месту заготавливания. Одни мастера снимают кору только с тех деревьев, которые растут на возвышенностях, другие отдают предпочтение тем, которые находятся в низинах. И каждый умелец прав по-своему, поскольку владеет только ему одному известными секретами. Всё же большинство считают, что лучшая берёста — из смешанного леса. А вот с берёз, растущих в болотистых местах, брать берёсту не стоит.
И вот что характерно, мастер просто так не загубит дерева, а берёт берёсту только в местах заготовки дров, лесозаготовок. Ну а пока вы не имеете такого опыта, кору нужно брать только с того дерева, которое упало либо отжило свой век, или спилено в местах зеленого строительства, расчисток, лесозаготовок. Нельзя губить живое, красивое, растущее дерево. Присмотритесь внимательно к коре — она многослойная. Самый нижний слой, около ствола, крошится, для работы он не годится. Верхний, слишком тонкий, слой также приходится счищать.
Но и та кора, что осталась, имеет много слоев, для некоторых работ её ещё можно разделить и получить тонкие пластинки. Не следует выбрасывать кору с чёрными трещинами, бугорочками, наростами, они очень декоративны, привлекательны и придают изделиям неповторимый вид, за что и ценятся.
Существует несколько способов заготовки берёсты в зависимости от того, что из неё будут делать. Для объёмных, цельных изделий — коробов, корзин — снимают кору целиком, цилиндром, как чулок, однако эта работа требует большого опыта и навыков, поэтому такой способ мы не рассматриваем. Для нашей работы будет необходима пластинчатая кора.
От величины пластинки часто зависит размер изделия, поэтому так важно правильно заготовить берёсту. Просто так содрать кору не получится, это не липа. Следует сделать глубокий, до самой древесины, разрез ножом — наискось вдоль и поперёк ствола. Далее кухонным ножом или подобным ему инструментом нужно подцеплять кору, отодвигая её от ствола. Необходимо быть внимательным, чтобы не порвать кору, спешить не стоит.
Хранят берёсту в прохладном затемнённом месте. Ровные листы складывают в пачку, накрывают бумагой, сверху кладут груз. Материал с бугорками и наростами сохраняют в естественном виде.

Предметов из бересты чрезвычайно много. Наиболее просты по форме и изготовлению изделия из куска бересты. Некоторые из них можно сделать прямо в лесу — это ковшики, ложки, берестянки. Изготовление других — туесов, коробов, набирух — требует знаний о шовном материале, видах швов и соединений. Еще более сложным является изготовление туесов (бураков) — берестяных сосудов из целого, снятого в виде трубки отрезка бересты, так называемого сколотня. Туеса и предметы, сделанные из куска бересты, практически всегда украшаются тиснением, резьбой, росписью, аппликацией, что придает им дополнительное изящество и выразительность. Особое место среди берестяных изделий, благодаря своеобразному способу их изготовления, занимают плетеные изделия. Они отличаются удивительным богатством форм и размеров —от маленьких дорожных солонок до огромных кошелей (пестерей) для переноски тяжестей, от изящных вазочек и шкатулок до лаптей и детских игрушек. Плетеные изделия изготавливаются из берестяной ленты, которая может быть нарезана из пласта бересты или снята с березы оригинальным спиралеобразным способом. 

В музее представлены изделия современных мастеров–берестянщиков, продолжающих традиции древнего ремесла: Забавиной Натальи Павловны, Гаврикова Александра Юрьевича, Семеновой Галины Николаевны, Дырмовского Виктора Петровича и д.р.