Зал льна
Лён - росток русской культуры, из которого с давних времен получают льняное волокно, называемое "северный шелк" и используемое для выработки тканей и изделий бытового и производственно-технического назначения. Это одежда, предметы интерьера, брезенты, пожарные рукава, защитная одежда и мягкая тара. Из него изготавливаются основы для лучших ковров и линолеума, двунитки для рукавиц, холсты для художников. В течение многих лет волокно льна было одним из доминирующих продуктов российского экспорта. В России сосредоточена самая большая в мире льняная сырьевая база и перерабатывающая промышленность. Более миллиона гектаров земель раньше отводили под посевы льна. На протяжении многих веков лён одевал и кормил людей. И если говорят, что хлеб — всему голова, то будет справедливо сказать, что лён — всему душа. Лён был всегда особой культурой на Руси. Он кормил, лечил, согревал телесно и душевно.
Льноводство и связанные с ним прядение и ткачество являются исконными и традиционными промыслами населения Костромского края. Почти одновременно с выращиванием зерновых культур население осваивало и технические — лен и коноплю.
В древнерусские времена, когда была основана Кострома, прядение и ткачестве занимали одно из важнейших мест в хозяйстве, как промыслы, тесно связанные с изготовлением одежды и других предметов быта. Уровень ткачества уже в то время был достаточно высок. Существовали разнообразные приемы кручения нитей, образования из них простых и сложных шнурков для украшения одежды. Древнерусский ткач применял разные системы ткацких переплетений: полотняное - когда нити основы и утка располагаются в шахматном порядке (т.е. перекрывают друг друга по очерёдно); саржевое - при котором нити располагаются со сдвигом так, что образуется рисунок из фрагментальных полос; а также тканье «браной» и «закладной» техникой. Археологический материал свидетельствует, что уже с X века тканье производилось на ткацком вертикальном стане, который отличался от крестьянского стана XIX вв., т.к. конструктивные и технические элементы, созданные в XIII веке -ремизный аппарат, бердо (батан), новая форма челнока - являлись основой и деревенского станка.
Лен был основным материалом, из которого в то далекое время шили одежду Льняная ткань, различавшаяся по качеству и фактуре, использовалась по разному. Полотно и усцинка шли на мужские и женские рубахи (сарафанов еще не было) убрусы, полотенца. Для верхней одежды применялась грубая ткань -вотола. Были и другие названия льняных тканей - частина, тончина. Основой женского костюма была рубаха из льна, поверх которой в праздники одевалась богатая рубаха, украшенная по подолу и рукавам разноцветной тесьмой с магическими охранительными узорами. Дополнял женский костюм головной убор -венец или очелье, и целый набор головных, шейных, нагрудных, наручных украшений. Сделанные из золотистой бронзы, они в древности ярко горели, освещаемые лучами солнца, и сами как символы солнца, не только богато украшали девушку, женщину, но и охраняли, оберегали ее (обереги), по поверьям, от всего злого в мире. Старые люди говорили: Если лен не сгноен на земле, — ему сто лет нет сносу.
Новый значительный импульс льнообработка получила в Костроме в середине XIX века в связи с формированием крупной льнопромышленности. «Зотовская», «Михинская», «Кашинская» — до сих пор так называют костромичи современные комбинаты, расположенные в корпусах, выстроенных в конце XIX - начале XX вв. для первых льноприядильных и льноткацких фабрик. Одна из первых льнопрядильных фабрик была основана в 1859 г. московскими купцами А.А. и К. А. Зотовыми на 1600 веретен. В 1901 г. на фабрике работало 23 тыс. веретен. В Товарищество входило льнопрядильное, ткацкое и белильное отделения с числом рабочих более 2 тыс. человек. На фабрике изготавливали полотна суровые и белые, равендук, коломенку, рогожку, салфетки, скатерти, платки носовые, полотенца, мешочное полотно и т.д., всего в 1901 г. было выпущено 3200 аршин продукции. В 1866 г. московскими купцами П.М., СМ. Третьяковыми, В. Коншиным и костромским купцом К.Я. Кашиным было создано Товарищество Новой Костромской Льняной мануфактуры (НКЛМ). НКЛМ состояла из льнопрядильной и льноткацкой фабрик.В начале XX в. НКЛМ было самым крупным предприятием в России по обработке чистого льна: на нем работало около 6 тыс. человек. За 45 лет - с 1866 по 1913 гг. - производство выросло почти в 23 раза: с 418 аршин ткани по 9 583. На НКЛМ выпускались белые, суровые, окрашенные полотна - рогожка, коломенок, носовые платки, столовое белье, ткани для платьев, равендук и многое другое. К 1913 г. были выпущены юбилейные полотенца очень высокого качества с изображением юбилейных дат: 1613-1913 гг. и гербов: Российской империи и Романовского. Такие полотенца были преподнесены в дар императору Николаю II во время его пребывания в Костроме в мае 1913 г. При Товариществе НКЛМ существовали механические; мастерские по ремонту машин и постройке новых. Костромские фабрики отличались высоким техническим уровнем - использованием механическим станков иностранного производства (в основном английских фирм Платт, Лаусон, Мекки и др.), паровых машин, дизелей.
Одежда — очень интересное направление этнографического изучения. Кроме своего основного назначения - предохранять человека от воздействия внешней среды, одежда имеет множество других разнообразных функций. Она носит ярко выраженный знаковый характер, являясь отметкой половозрастной, социальной, этнической, профессиональной и др. принадлежности человека. Традиционная одежда связана с различными особенностями духовной жизни народа, включая эстетические и религиозные представления. На выставке показаны сарафаны разных типов; глухой косоклинный, распашные косоклинные, круглые пестрядинный и кубовый, шелковые сарафаны с шугаями, женские рубахи и рукава. Очень интересными и важными экспонатами являются головные уборы.